Статьи для бизнесменов и предпринимателей.

Парадокс обучения. Продукт без потребности.


Самое важное и парадоксальное в обучение – готовность к нему. И тут есть две крайности.


Давно заметил - люди часто не понимают зачем им знания в той или иной сфере. В институты идут "за компанию" или т.к. "пора". Школу закончил (не понятно зачем пока) и теперь нужно обязательно пойти в институт (не понятно зачем).  И таких, по моей оценке, больше половины.

И одновременно обратная ситуация. Зачастую люди идут учиться точно зная, что хотят получить. Не понимая, что они хотят получить результат своей работы, а получают лишь способ достижения. «Мне нужно яблоко! Именно Антоновка! Зачем вы мне рассказываете про то, как копать землю, чтоб посадить яблоню?»


Недавно читал достаточно истеричный текст одной выпускницы экономического вуза. Она обличала вуз в неспособности дать ей нужные знания. Что де - учат всякой ерунде. Организации производства, нормированию труда, расчету инвестиционной привлекательности, конкурентному позиционированию, описанию бизнес-процессов, научной организации труда и прочим страшным словам. А она с таким вот высшим образованием - не знает как зарегистрировать кассовый аппарат, как открыть ИП, написать продающий заголовок, выпустить MVP для маркетплейса и "запилить лендос". Вот где экономика! Вот где успех, а не «это всё»!

И по мнению выпускницы - этому и надо учить, а ее знания – устаревший мусор.




Я сначала возмутился и пытался мысленно возразить, что правила регистрации кассовых аппаратов и открытия ИП завтра могут измениться и уровень необходимых ей знаний заполняется за 15 минут через Гугл. А фундаментальные знания и через 100 лет будут помогать выстраивать корпорации.

Но потом понял, в действительности… она права. Для нее не нужно было лишнее образование.


Если ты хочешь забивать гвозди в доски, знания о ядерной физике тебе ни к чему. Знания работают только в тех головах, которые (извиняюсь за каламбур) эти знания - Знают как и зачем использовать.


Незачем идти в экономический вуз, когда тебе чтоб удовлетворить свое желание «что-то начать делать» достаточно нескольких дешевых тренингов для стартаперов от "Бизнес молодости" или "Лайк-центра". Незачем учиться готовить фуагра, если ты любишь дошик. Зачем учиться на стоматолога, если тебе интересна ихтиофауна? Зачем тебе учиться чему-либо, если тебе ничего не интересно? Лет через 10 осознаешь и ради бога. Не осознаешь? Зато проживешь жизнь так, как хочешь. Дворником, тусовщиком, бродягой. В зависимости от уровня заработков родителей.


Знания - продукт. Бессмысленно его продавать пока не сформируется потребность. Высшее образование «просиженное» и вымученное – даст только «корочку» аттестата.


Той девочке не нужно ВО. Пусть влезет с головой в бизнес с нуля. Заработает каких-то денег. Спустит. Прогорит пару раз. Влезет в долги. Обанкротится. Разочаруется. Уйдет в маникюрщицы. Или же выстоит и начнет в третий раз. Чуть вырастет.

И тогда столкнется с тем, что ей требуются фундаментальные знания в экономике и менеджменте. Будет их жаждать! Закроет бизнес. Пойдет учиться, уже осознавая «Зачем»! И через 4-5 лет осознанно откроет новый бизнес.


Хотя этот сценарий, конечно, сомнителен. Даже поняв потребность в образовании – рука врядли поднимется закрыть свой, еще не умерший от неумелого управления, бизнес.  И будет он тлеть еще лет 20, пока рыночная ситуация позволяет.


Тоже самое в тренингах. Некоторые бизнес-тренеры жалуются, что им трудно учить «опытных» сотрудников. Которые привыкли действовать определенным, хоть и не самым оптимальным, образом и которые искренне верят в свой профессионализм. Они могут достаточно агрессивно сопротивляться в процессе тренинга, отвергая новые знания. Дайте «нулевых» - и они с восторгом будут внимать каждому чиху гуру.




Но на мой скромный взгляд, всё наоборот. Да – опытных сотрудников трудно заинтересовать и «продать» им свою экспертность. Да – многие путают опыт и знания. Но когда они понимают, что ты не претендуешь на их неформальное лидерство, а даешь им возможность стать еще сильнее благодаря реальным практическим знаниям - учить их легко. Т.к. правильные знания ложатся на их опыт, и они наконец-то получаются то новое, что они Понимают как использовать.


«Опытный» сможет внедрить новые знания в свою работу. «Чистые листы» воспримут это лишь как элемент личностного роста и накопления информации.


Книжные знания – ничего не дают сами по себе, кроме багажа цитат, которые еще не выветрились из головы. Более того, ты не осознаешь - зачем тебе та или иная книга. Что она дает. Даже открывая ее, но не имея близкий релевантный опыт, ты можешь видеть лишь абстрактные примеры. При этом ты всецело доверяешь автору. Т.к. у тебя нет моделей для сравнения. И потому многие начинающие предприниматели готовы покупать книги уровня «Как с помощью трех фишек поднять бабла на Youtube» и проходят мимо «Маркетинг менеджмент» Ф.Котлера.


Но это не страшно. Чем больше у вас знаний – тем лучше учиться.  Ваши текущие знания и опыт – необходимая база для обучения более высокого уровня. Даже если вы сейчас нахватались мусорных некро-знаний. Если вы не останавливаетесь в своём образовании – вы их сможете переосмыслить и дополнить чем-то более ценным. Любое обучение основано на ошибках. И опыт – хорошая база для его систематизации.


Мне самому потребовалось достаточно большой опыт в продажах и бизнес-управлении, прежде чем я начал осознанно искать и накапливать знания. Набивая шишки я осознавал, что мне нужны инструменты.  И так у меня появилась база и потребность для осознанного обучения.

И сейчас мне нравится видеть, как опытные участники тренинга примеривая на себя новую систем знаний, как и я когда-то восклицают «Так вот что это было!».


Каждый раз переходя на новую ступеньку осознанности ты проходишь через такой этап как  Переосмысление. Пересборка твоего опыта в рамках новой парадигмы. В которой элементы пазла опыта собираются в более гармоничную и полную картинку, и ты по-новому понимаешь причины и взаимосвязи.


На начинать надо с того, что тебе доступно и понятно.

Хотя бы высыпать все элементы пазла в кучу. Хотя бы пойти учиться «за компанию», чтоб понять, что это не твое. А потом точно осознать, что тебе точно «нужно яблоко» и снова пойти учиться.


Разочароваться и «запилить лендос» с продающим текстом.)

Аналитика Тренинги