Статьи для бизнесменов и предпринимателей.

Маршмеллоу фейк



Многие психологи и мотивирующие тренеры приводят в пример известный стендфорский «тест Маршмеллоу». Помните его? Про него сняты фильмы, выпущено куча книг, статей, монографий.


В 1960 году в детском саду при Стэндфордском университете Уолтером Мишелом и Эббе Б. Эббесеном был проведен эксперимент. Детям от 3 до 5 лет, в изолированной комнате предлагали лакомство – печенье Орео, зефир Маршмеллоу или крендель. И говорили, что они могут их съесть сейчас или подождать 15 минут и тогда они получат второе угощение. И часть детей смогла 15 бороться с искушением, чтоб получить больше, а часть не дотерпела и слопала угощение.



Не ешь Маршмеллоу

И вот спустя годы, выяснилось, что у детей, которые подождали 15 минут – жизнь сложилась гораздо лучше. У них было лучшее образование, лучшая карьера, лучше индекс массы тела. Исследование стало знаменитым. Уолтер Мишел получил звание профессора в Стэндфордском университете.


И этот пример многократно тиражировался, как доказательства наличия у детей неких врождённых характеристик, позволяющих им добиться успеха. На мотивационных тренингах бизнес-тренеры часто рассказывают про Маршмеллоу тест. Смотрите, немного терпения и у вас в жизни всё хорошо.


Всё логично, правда же?


Но в 2018 году Тайлер Уоттс и многие другие исследователи опровергли эксперимент. На самом деле, все оказалось гораздо проще.

Дети которые подождали 15 минут – были из обеспеченных семей. И сладости для них были обычным делом. Зефирками и печеньками их было не удивить. Их дома ждали торт и мороженное. А дети, выбравшие лакомство сейчас – были из бедных семей. Лакомство было редким, а будущее неопределённым – обещанное не всегда с ними случалось. И потому они выбирали положительные эмоции здесь и сейчас, чтоб немного скрасить общую серость их жизни.


На самом деле тест показал лишь, тоже самое, что и так знают все. Дети из обеспеченных семей в общей массе живут лучше и добиваются больше благодаря своим семьям.


Зефирки тут не причём.

Психология