Топ-100 Экономика постапокалипсиса.

Экономика постапокалипсиса.

Жизнь найдет себе путь. Но вам он, возможно, не понравится.

«Единорожковая» спекулятивно-ориентированная экономика конца десятых была прекрасной иллюстрацией силы и, одновременно, хрупкости синтетического, основанного на метриках подхода к венчурному бизнесу.


Маркетинг превратился в цифры, которые позволяли, быстро находить ниши и тренды, вовлекать миллионы людей в потребление нового продукта, выжимать миллионы из клиентов и, что важнее - миллиарды из кошельков инвесторов и спекулянтов.


Но такая модель оказалась рабочей только в стерильных условиях растущего и перенасыщенного деньгами рынка. Это как стерильные животные – которые выращиваются в лабораторных условиях – без вирусов, патогенов и паразитов и даже могут быть крупнее обычных. Но абсолютно не жизнеспособными вне лаборатории. Где любой вирус будет для них фатальным.


Кто же знал?... И вот - большой сапог коронавирусной пандемии, надетый на ногу нефтяных конфликтов, пошёл топтать «единорогов» и отрасли экономики в целом.



Продукты питания? Их обойдем. Производители и продавцы продуктов питания –в области стабильности. А поставщики круп и макаронных изделий – на коне. Производители средств гигиены – на двух конях сразу.

Остальные – аккуратно размазаны по асфальту.


Коворкинги? Отлично! Хрусть! Забудьте.

Шеринг? Как классно 4-5 месяцев назад пели на всех «прорывных» конференциях про светлое будущее шеринговой экономики. Хрусть!

Сети кинотеатров? Хрусть!

Авиакомпании? Хрусть!

Туризм, отели и AirBNB? Хрусть!

Event-индустрия? Большой Хрусть!

Бухгалтерия, HR, консалтинг! Хрусть!

Недвижимость? Нефтегаз? Строительство? Хрусть! Хрусть! Хрусть!


И ведь каждая эта отрасль кормит еще десяток «пищевых цепочек» связанных с ними.


Не будем паниковать? Так никто не паникует. Наслаждаемся красотой момента. Главное глазки не закрывать для самоуспокоение. И вы увидите красоту огня. Горит всё. Вплоть до электроники. Производители электроники обещают рост цен, из-за дефицита компонентов – заводам в Китае не хватает сырья и людей из-за карантина.


Бизнесмены озвучивают ситуацию весьма откровенно. И даже миллиардеры.

Ричард Бренсон заявляет, что без господдержки ему придется уволить тысячи людей и закрыть свои ведущие подразделения. И по некоторым данным он их таки уволил. Араз Агаларов, президент Crocus Group, сравнил себя с капитаном тонущего корабля и сказал, что не знает - чем платить людям ЗП в апреле. Герман Греф напрямую заявляет, что кризис будет долгим. И конкретно в этом ему можно верить.


Думаете Tesla теперь на коне, раз нефть обрушилась? Совсем нет. Дешевле бензин – меньше причин покупать дорогой электрокар. Кризис, время экономить - меньше причин покупать дорогой электрокар. Транспортные компании в кризисе – проект грузового элетромобиля Tesla Semi под вопросом. Акции Tesla скачут в коридоре 919-360 долларов за период в пару месяце. Будущее их туманно.

Но человек – живое существо. И он привык выживать и приспосабливаться. Многие парадигмы сменятся. И не нужно быть астрологом или индийским гуру, чтоб это понять и увидеть заранее.


Что произойдет с экономикой, если текущие ограничению сохранятся на долго, и в обозримом будущем будут отменены только частично. Конечно, мы можем только предполагать. Но давайте попробуем это сделать.

Если вы инвестор – присмотритесь пристальнее именно к этим трендам:

Онлайн-премьеры. Киноиндустрия – захочет денег. И приостановленные проекты рано или поздно выйдут в продакшн. Но премьеры пойдут не в сетях кинотеатров, которые уже банкроты. А в онлайн-кинотеатрах. И когда студии увидят, что прибыль они получат сравнимую – им будет трудно вернуться в оффлайн. И мы снова увидим знакомую метрику «кассовые сборы за уикенд», но уже в чисто онлайн-формате.


Event-TV. Индустрия мероприятий сольется в экстазе с цифровым ТВ и начнет гораздо активнее использовать это направление. Тут есть всё – большие экраны, лояльная и платежеспособная публика, системы оплаты и монетизации. Основной признак что мы увидим, кроме роста Event каналов – появление ТВ-приложений Zoom и других конференц-программ.


Вакансии снова будут возвращаться на рынок труда, но в удаленном формате. Компании, которые смогут перестроить систему управления на более подходящую для управления удаленными сотрудниками – начнут развиваться и нанимать людей.


Бурный рост курьерских служб. Причем не только для доставки. Но и в качестве формальной возможности людям гулять. Это будет востребованным теневым сервисом.


Онлайн кооперация. Малый и микробизнес поймет, что он либо онлайн-шлюз, либо нуждается в шлюзе. И это значит, что основой для выживания – станет объединение. В онлайн гипермаркеты товаров и услуг. Есть трафик клиентов – продавай ему всё что можно. Нет траффика – ищи у кого есть и кооперируйся. Хочешь дополнительный траффик – выкупай тарифы, которые позволяют кооперативу инвестировать в лидоген.


Супер-приложения. Этот тренд уже был, но он только ускориться. Многие компании будут стараться сконцентрировать траффик на своих аппах за счет встраивания и стандартизации экосистемы. И не только своих продуктов.


Дворовая экономика. Ограничение в свободе передвижения в 100 метров от дома – приведет в поквартальной концентрации трафика. Многолетняя парадигма к укрупнению торговли в сторону гипермаркетов – поменяет свою направленность. Что приведет переделу рынка ретейла. Крупный оффлайновые гипермаркеты переформатируются в «ночные склады» для обслуживания сетевых магазинов. Которые будут становиться все более универсальными. Крупные фитнес-центры, поменяют формат на микро-квартирный. Парикмахерские и маникюры уйдут в надомный формат.


Системы безопасности. Безработица – рост преступности. Ослабленные компании и люди – приведет к росту числа «падальщиков» и «санитаров подземелий». Рост числа, значит – концентрация и усиление. А следовательно средства защиты онлайн и оффлайн-собственности и, конечно, жизни будут востребованы. Как и адвокаты по делам M&A.


И самое интересное – слабый менеджмент будет не ослаблять компании, а просто убивать их. Причем не только крупные компании, которые зачастую управляются по колхозным стандартам с ванильным привкусом аджайла и бирюзы для топ-менеджмента.. Но также будет схлопываться и средний и малый и микро-бизнес с непрофессиональными управленцами во главе.


У вас кризис? Вы боретесь с ним в поте лица по 20 часов в сутки? Это похвально, но не важно. У вас продавцы до сих пор берут трубку с третьего раза и не перезванивают клиентам. Чтоб вы не делали - ваша компания умрет.


Если раньше начальник, как медведь шатун мог обходить свои владения – раздавая ЦУ и тычки, в качестве замены системе контроля и мотивации. То теперь – удаленная команда, недоступна для примитивных методов промежуточного оперативного контроля. И при отсутствии грамотного управления – команда становится неуправляемой и еще менее эффективной. На что и указывает статистика эффективности удаленных команд.


Это уничтожит много тех компаний, что еще жив до сих пор. Выживут лишь изначально качественно управляемые. Или те, кто сможет быстро перестроиться.


Не менее интересные будут изменения на рынке управленческого консалтинга. Компании с хорошим маркетингом и красивым, но не эффективным продуктом – быстро убьют клиентов своей клиентской базы. Клиенты будут схлопываться после ритуальных, но не улучшающих управление, плясок консультантов. Что раньше рынок прощал и поощрял – сейчас будет фатальным для бизнеса.

И наоборот. Те консалтинговые компании, за которые стоит и интеллект опытных экспертов, и умение находить и внедрять работающие управленческие инструменты – получат стабильный прирост прибыли и клиентов. Т.к. они спасут их бизнес в условиях турбулентности.


Всем удачи, коллеги! И успешно пережить этот кризис.

Если вы видите какие-то еще новые пост-кризисные тренды - напишите в комментариях.




Минутка саморекламы:


Закажите полный аудит коммерческой структруры компании или отдельного подразделения.