Топ-100 Карго-менеджмент. Рожденный для страданий.

Карго-менеджмент. Рожденный для страданий.

Пост обновлен февр. 1

За двадцать лет управления коммерческими структурами, я много раз общался с бизнесменами и предпринимателями. Всё это время я изучал науку управления и всё больше убеждался в мысли, которую окончательно сформулировал лишь недавно.


А мысль вполне себе простая. Самый распространенный тип управления в России (возможно и в мире, но утверждать не берусь) – Карго-менеджмент.


Ну, вы понимаете, зачем я здесь.

Возможно, многие из вас слышали про карго-культ. Он часто возникает при столкновении изолированных народов и племен с современной цивилизацией. Племена живут своей традиционной жизнью, в своей религии и традиции поклонения духам, которая позволяет им комфортно объяснять все непонятные события природы. И тут появляются белые люди. Приплывают корабли, прилетают самолеты и начинают выгружать Грузы (Cargo), которые для людей местных племен кажутся чудом: ножи, лопаты, зеркала, консервы и прочие ружья и табак.

Местное население радуется, привыкает. Но тут любовь заканчивается, белые люди и волшебные корабли уходят. Так было после Второй мировой войны, когда десятки военных баз на островах Тихого океана были свернуты. А ведь местным хочется этих волшебных товаров!


Дай!

И тогда они используют понятную им картину мира. Они создают тотемы и идолы в виде самолетов и кораблей. Из палок и кокосов делают что-то подобное рации и наушникам. И пытаются повторить ритуально то, что делали белые люди для обращения к могучим духам предков, которые одаривали их такими прекрасными Грузами. И вроде делают все правильно по своим ощущениям. И самолеты из палок очень похожи. Но не срабатывает.

Если бы у них были продвинутые бизнес-тренеры в племени, они бы быстро сориентировались и просветили бы всех, что «старые методы больше не работают»: Духи предков, корабли и самолеты из палок – прошлый век, а надо молиться Бирюзовому Агилу… Но в племенах нет продвинутых бизнес-тренеров и потому страдали они долго.


Менеджмент – это корабли и самолеты с грузом. Достаточно сложные, но эффективно работающие механизмы. Но, к сожалению, фундаментальные знания по менеджменту слабодоступны.

И на то есть несколько причин:

  • Высшее образование в сфере управления, MBA – традиционно одно из самых дорогих.

  • В разных институтах качество преподавания МВА может существенно отличаться.

  • Когда предприниматель осознает, что ему нужно бизнес образование и, главное, зачем оно ему нужно, у него почти нет времени на обучение.

  • Когда у предпринимателя есть время на обучение, ему трудно осознать, зачем ему нужно образование в сфере управления.

Да и зачастую некоторые предприниматели, особенно те 5%, у которых бизнес не лопнул в первые 2 года, считают, что менеджмент – это что-то врожденное и данное свыше. Начальником надо родиться. И если родился – значит и так все знаешь и умеешь.


Но бизнес постоянно порождает проблемы. А информационное поле доносит до мозга что-то про «инструменты управления», «делегирование», «бизнес-процессы», «контроль», «CRM», «ERP» и прочие радости, которые есть у всяких «белых людей» из могучих корпораций.

И предприниматели говорят: «Хочу!», и… Идут подглядывать. Вроде ничего сложного. Буду я проводить совещания. Или внедрять CRM. Или срочно напишу регламенты. Мотивацию сейчас всем напишем. Чтоб «всё по-взрослому». И у нас всё заработает!


Вроде всё точно сделали. Должно заработать.

И вот так появляются ритуальные Карго-процессы управления в компаниях – повторение внешней формы без понимания сути и взаимосвязи с другими элементами управления. Это приводит к двум «флористическим» последствиям:


  1. Карго-менеджмент цветет Тогда компания мучается на затянутых бессмысленных совещаниях. В компании бешеная текучка. Люди быстро нанимаются и быстро увольняются (при этом каждый второй остается в корпоративной рассылке и с паролями от учёток в 1С). Толстенные тома регламентов лежат на полках, а управление, как обычно, ведется «по понятиям», известным лишь владельцу. CRM становится кладбищем клиентов, где почти нет актуальной информации. Планы по продажам = бурная фантазия владельца. Оргструктура висит на стене, а курьером работает бухгалтер, потому что менеджер отгружает товар на складе. Производительность стремится к нулю, а владелец, загруженный 24/7, тихо ненавидит бизнес и неэффективных сотрудников.

  2. Карго-менеджмент отцвел и сгнил Когда владелец осознает, что то, чем он занимался – неэффективно, то избавляется от этой имитации инструмента и авторитетно заявляет: «Да, мы пробовали. Но в нашем бизнесе это не работает». После чего покупает в книжном очередную дешевую (но стоящую дорого) бизнес-книгу с заголовком «Почему …. больше не работает» и ищет что-то «новенькое». Или не ищет, а просто приобретает стойкий иммунитет к бизнес-образованию. Будучи полностью уверенным, что его подсмотренный, неправильно внедренный и плохо работающий ритуальный Карго-инструмент – и есть тот самый менеджмент, от которого нет толку. Лучше я буду работать как обычно – доминантно раздавая тычки и подзатыльники «этим бездельникам», увольняя непонятных, не замечая воровство удобных, вынося мозг критикой на каждом «вроде-как-совещании», чтобы не расслаблялись, работать без выходных, "разгребая завалы". А потом найду бедолагу, который меня заменит и будет мучиться со сложившейся неэффективной структурой управления с наказом «Ничего не трогай!». Это обычно и называется «Выйти из операционки». Хотя нет, лучше я останусь, т.к. без меня точно всё развалится.


Если фирма более-менее здраво выстроена, то Карго-процессами поражена меньшая часть управленческих процессов. Но так или иначе, они встречаются в большинстве компаний, в отдельных случаях поражая всю управленческую структуру.


Как избавиться от Карго-процессов?

  • Ну, прежде всего, надо осознать и смириться с мыслью, что они возможно есть.

  • Следующее – надо заняться рефлексией, обнаружить и придушить в себе желание получить «мгновенный результат», «Волшебную таблетку».

  • И третье – начать изучать классику менеджмента. В любой доступной форме. Т.к. любые работающие (это надо подчеркнуть три раза) сверхсовременные гибкие подходы к менеджменту могут быть эффективно внедрены только поверх «смазанных» и эффективно работающих классических инструментов управления.

Если вы решите избавиться от Карго-процессов и создать эффективную структуру управления при помощи сторонник консультантов, то всё равно изучайте менеджмент, чтобы:

а) качественно оценить работу наёмных «варягов»;

б) осознанно управлять новой структурой.


Напоследок дам два фундаментальных принципа системного управления, которые помогут по-новому взглянуть на текущую систему управления в компании. Эти принципы тяжелые из-за своей категоричности, неудобные и многие воспримут их в штыки. Но приняв их и начав думать через призму этих принципов, вы заметите, как постепенно начнется подниматься эффективность управления.


Принципы просты:

  • Всё в компании зависит от менеджмента. Вообще всё.

  • Вся ответственность за успехи и провалы коллектива лежит на руководителе.


Удачи и изучайте менеджмент.

Просмотров: 392